Эйнштейний

Эйнштейний (лат. Einsteinium, в честь Альберта Эйнштейна), Es, искусственно полученный радиоактивный химический элемент семейства актиноидов; атомный номер 99; стабильных изотопов не имеет (известны изотопы Es с массовыми числами от 242 до 257). Из трансурановых элементов он был открыт седьмым; идентифицирован А. Гиорсо и др. в декабре 1952 года. Эйнштейний содержался в пыли, собранной после термоядерного взрыва; работа проводилась с участием сотрудников Радиационной лаборатории Калифорнийского университета, Аргоннской национальной лаборатории и Лос-Аламосской научной лаборатории (США). Обнаруженный изотоп 253Es с периодом полураспада T½ = 20,5 суток образовался при β-распаде 253U и дочерних изотопов (253U образовался в результате преимущественно последовательного захвата 15 нейтронов ядрами 238U).

Изучение Эйнштейния может производиться с использованием макроколичеств изотопов 253Es (T½ = 20,5 суток), 254Es (T½ = 276 суток) и 255Es (T½ = 38,3 суток), получение которых путем облучения образцов более легких элементов весьма ограниченно, поскольку требует многих последовательных реакций захвата нейтронов и, соответственно, длительного времени пребывания образцов в ядерных реакторах с большой плотностью нейтронного потока. В большинстве исследований пользовались наиболее доступным короткоживущим изотопом 253Es, однако использование 254Es будет возрастать по мере того, как он будет становиться все более доступным. Во всяком случае изучение этого элемента сопряжено с большими трудностями, вызываемыми его высокой удельной радиоактивностью и малыми количествами получаемых изотопов. Эйнштейний в виде металла, характеризующегося относительно высокой летучестью, может быть получен путем восстановления EsF3 литием; кристаллы имеют гранецентрированную кубическую структуру; температура плавления 860±30 °C. В обычном водном растворе Эйнштейний существует в наиболее устойчивой форме в виде Es3+ (дает зеленую окраску), но в сильно восстановительных условиях может быть получен и в виде Es2+. Восстановительный потенциал Es3+/Es2+, по оценке, равен - 1,24 ± 0,2 в относительно нормального водородного потенциала. Синтезированы и изучены многие твердые соединения Эйнштейния, такие, как Es2O3, EsCl3, EsOCl, EsBr2, EsBr3, EsI2и EsI3. Электронная структура атомов Es в газообразном состоянии 5f117s2 (после структуры радона).

Свойства: радиоактивен. Наиболее устойчивый изотоп 252Es (период полураспада 472 дня). Получен искусственно.

Название: назван по имени А. Эйнштейна.