Теннесин

История открытия:
В начале 2009 года руководитель Лаборатории имени Флерова Объединенного института ядерных исследований в Дубне академик Юрий Оганесян рассказал о планах лаборатории по синтезу 117-го элемента, место которого в таблице Менделеева между ранее полученными 116-м и 118-м элементами пока пустует.
Как сообщил Оганесян, для синтеза 117-го элемента необходима мишень из берклия - элемента 97. Его должны наработать в достаточном количестве американские ученые из Национальной лаборатории в Окридже (штат Теннеcси).
Сложность заключается в том, что период полураспада берклия 320 дней, значит все необходимые эксперименты ученым нужно успеть провести за короткий срок.
Как только материал (около 30 миллиграммов берклия) поступит из Америки, его нужно "мгновенно" отправить в НИИ атомных реакторов из Димитровграда, где из берклия сделают мишень. Мишень - это диск диаметром 14 сантиметров, на котором закреплены элементы из титановой фольги, покрытые берклием. "Потом из Димитровграда ее привезут в Дубну, поставят на ускоритель - циклотрон У-400, и год, пока берклий жив, мы будем заниматься изучением этой реакции, не только с точки зрения синтеза 117-го, но и химии 115-го, 113-го элементов", - рассказывал директор лаборатории, профессор Сергей Дмитриев.
По словам Дмитриева, особых неожиданностей в эксперименте возникнуть не должно: "Мы знаем реакцию синтеза 116-го, мы знаем реакцию синтеза 118-го и можем четко говорить, как себя поведет новый элемент".
В апреле 2010 года было сообщено об успешном итоге исследований: в двух сериях экспериментов, каждая из которых длилась 70 дней, наблюдалось шесть атомов теннессина: пять — с 176 нейтронами (293Ts) и один — с 177 нейтронами (294Ts).
Полученные изотопы теннессина имеют сравнительно большую устойчивость (7 и 31 мс), что подтверждает теорию о существовании острова стабильности в области сверхтяжелых ядер. Для его исследования необходимо синтезировать еще более тяжелые ядра атомов.
Образование нового элемента доказано анализом процессов распада сверхтяжелых ядер, образующихся при взаимодействии берклиевой мишени с пучком ядер атомов кальция-48:
48Ca20 + 249Bk97 => 293Ts117 + 4n
В дальнейшем ядра унунсептия претерпевают альфа-распад, при котором зафиксировано образование других новых элементов с номерами 115 и 113:
293Ts117 => 289Mc115 + 4He; 289Mc115 => 285Nh113 + 4He; 285Nh113 => 281Rg111 + 4He
В 2014 г. открытие элемента подтверждено группой Кристофа Дюльманна из Дармштадта (Центр по изучению тяжёлых ионов имени Гельмгольца). В их эксперименте удалось синтезировать 4 атома элемента №117 и проследить цепочку их радиоактивного распада. В этой цепочке был зафиксирован также неизвестный ранее изотоп 103-го элемента, лоуренсия.
В январе 2016 Международный союз чистой и прикладной химии (International Union of Pure and Applied Chemistry, IUPAC) официально назвал первооткрывателями элемента №117 команду российских и американских ученых (Дубна-Ливермор), которые предложили дать ему постоянное название "теннессин" и символ "Ts". Название утверждено IUPAC в ноябре 2016 г.