Дармштадтий

Дармштадтий (Дармштаттий) — (лат. Darmstadtium, бывший унуннилий (ununnilium)), Ds, химический элемент VIII группы периодической системы, атомный номер 110, атомная масса [271], наиболее устойчивый изотоп 271Ds.

Свойства: радиоактивен. Металл, повидимому находится в твердом состоянии при 298 K (25 °C). Цвет неизвестен, но, вероятно, металлический и серебристо-белый или серый.

Название: название получил от города Дармштадт (Германия), благодаря устоявшейся традиции называть элементы в честь места их открытия.

Открыт: в 1994 году в Центре исследования тяжелых ионов (ЦИТИ) (нем. — Gesellschaft fur Schwerionenforschung, GSI), Дармштадт (Германия), С. Хоффманном, В. Ниновым, Ф. П. Хессбергером, П. Армбрустером, Х. Фолгером, Г. Мюнценбергом, Х. Дж. Шоттом и другими.

История открытия: 9-ого ноября 1994 года в 16:39 первый атом элемента 110, дармштадтия, был обнаружен в Центре исследования тяжелых ионов (ЦИТИ) (нем. — Gesellschaft fur Schwerionenforschung) в Дармштадте, Германии. Обнаруженный изотоп имел атомное число (номер) 269 (то есть в 269 раз более тяжелый чем водород).

Новый элемент был произведен в процессе слияния атомов никеля и свинца. Реакция была достигнута благодаря ускорению атомов никеля до высокой энергии в акселераторе частиц (ионов) UNILAC в GSI. В течение немалого количества дней многими миллиардами миллиардов  атомов никеля обстреливалась мишень из свинца, чтобы произвести и идентифицировать один единственный   атом дармштадтия.

Дармштадтий был четвертым элементом, обнаруженном в GSI. Между 1981 и 1984 гг. там были получены и выделены элементы 107 (Борий (Bh)), 108 (Хассий (Hs)), 109 (Мейтнерий (Mt)). После открытия дармштадтия, в GSI были синтезированы элементы 111 (Rg) и 112 (Uub).

Применение: дармштадтий — искуственно синтезированный элемент, в природе не встречается. Нигде не используется.

Краткие сведения о получении дармштадтия:
До сих пор не удалось получить сколько-нибудь заметное количество дармштадтия, и, возможно, никогда не удастся (со времени его открытия было получено лишь несколько атомов). Это связано с тем, что элемент распадается, испуская a-частицы, с периодом полураспада приблизительно в 270 микросекунд. Впервые дармштадтий получили через реакцию слияния ядер свинца (Pb) с ядрами никеля (Ni):

208Pb + 62Ni = 269Ds + 1n

Другой изотоп дармштадтия был получен в результате реакции слияния атома свинца (Pb) с более тяжелым изотопом никеля (Ni):